Среди всех видов автомобильных запчастей и аксессуаров первое место по объёму и частоте продаж с большим отрывом занимают разнообразные масла. А среди этих жидкостей лидирующие позиции у моторных и трансмиссионных жидкостей. Смазочные материалы нужны для обеспечения функционирование всех движущихся деталей автомобиля, а их правильный выбор гарантирует беспроблемную эксплуатацию машины на протяжении многих лет. Чем же отличается моторное масло от трансмиссионного и что нужно знать про оба типа таких жидкостей?
Начинающий автолюбитель легко может запутаться в разнообразных маркировках, и в итоге залить в двигатель, коробку переключения передач или другой узел не то масло. При этом для неисправности или поломки любого агрегата бывает достаточно даже 100 грамм смазки, которая не предназначена для использования в этом месте.
В состав каждого современного смазочного материала входит значительное количество разнообразных присадок. Каждая из них выполняет свою функцию, и выбираются в зависимости от особенностей работы того или иного узла или агрегата. Давайте разберёмся, что важно знать про отличия моторного и трансмиссионного масла, и к чему может привести использование смазки не того типа.
Моторное масло
Это самый распространённый тип машинного масла. По регламентам всех производителей замену масла в двигателе необходимо проводить в разы чаще, чем в любых других узлах. Кроме того, объём жидкости в двигателе обычно сопоставим только с объёмом масла в коробке передач. Во всех прочих системах: от раздаточной коробки на полноприводных автомобилях до гидроусилителей руля объём необходимой смазки в разы меньше.
Моторные масла состоят из основы (базовое масло), а также набора различных химических присадок. В зависимости от особенностей производства машинное масло делится на натуральное, смешанное («полусинтетика») и синтетическое. Об этом подробнее напишем ниже.
Все виды смазочных жидкостей маркируются буквенно-цифровым кодом, который содержит информацию о характеристиках масла и, соответственно, о сфере его возможного применения. Такие маркировки производители наносят на основании международных классификаций, поэтому нет никаких проблем в том, чтобы в интернете получить полную информацию о том или ином продукте.
Каждый производитель автомобилей указывает рекомендацию по характеристикам масла, которое необходимо заливать в двигатель. Разумеется, выбор конкретного вида смазки зависит от особенностей мотора. Так для дизельного агрегата существуют специфические требования к присадкам в отличие от более простых бензиновых двигателей. Все эти рекомендации очень важно соблюдать, в противном случае ресурс мотора заметно снизится.
Главной особенностью всех видов моторных масел является их возможность работать при высоких температурах и давлении (когда двигатель работает). Но при этом не терять эксплуатационные характеристики и при низких температурах (при холодном запуске зимой). Именно это главным образом и отличает моторное масло от трансмиссионного.
Трансмиссионное масло
Трансмиссионное масло не менее важно для надёжной эксплуатации автомобиля. Основные сферы применения такой смазки – коробки переключения передач, гидроусилители, дифференциалы и мосты. «Трансмиссионка» так же как и моторное масло имеет классификацию по API и SAE.
На всех специализированных сайтах приводится информация по характеристикам каждого продукта. На примере трансмиссионного масла Феби Gearbox:
Продавец: | Укр Партс |
Бренд: | Febi |
Тип: | Масло трансмиссионное |
Применение: | АКПП, Дифференциал, Мост |
Вязкость SAE: | 75W-90 |
Состав: | Полусинтетическое |
Спецификации API: | GL-5 |
Основной функциональной особенностью трансмиссионной смазки является её способность создавать прочную маслянистую плёнку в узлах трения, где нагрузки являются максимальными даже по сравнению с двигателем автомобиля. Поэтому, чтобы обеспечить возможность длительной и беспроблемной эксплуатации таких шестерней или других трущихся деталей трансмиссии важно использовать только качественное масло с характеристиками, рекомендованными автопроизводителем.
Еще одной особенностью трансмиссионного масла по сравнению с моторным является его неспособность поддерживать рабочие характеристики в условиях высоких или очень низких температур. Именно поэтому заливка «трансмиссионки» в мотор очень быстро приведёт к выходу его из строя.
Есть также и другие особенности, присущие для всех видов трансмиссионных масел:
- высокая плотность и вязкость;
- присадки для защиты от коррозии;
- не окисляется на воздухе;
- не образовывает пену.
Классификация масел
Как мы уже писали выше, оба рассматриваемых типов масел состоят из трёх основ:
- «Минералка». В отличие от синтетических аналогов минеральное масло является простым нефтепродуктом. Относительно недорогое в производстве, такая смазка обычно стоит дешевле других. При этом и ждать от неё каких-либо супер-характеристик не приходится.
- «Синтетика». Синтетические масла довольно далеки от базовых нефтепродуктов. Такие смазки производятся в лабораториях с применением самых последних передовых технологий. Соответственно, применяя именно такой тип смазки, можно добиться наиболее качественных результатов по работы узлов и агрегатов автомобиля. «Синтетика» обладает прекрасной текучестью при широком спектре температур, что обеспечивает максимальную защиту от износа как при холодном старте, так и при штатной работе двигателя или коробки переключения передач. Еще одним приятным для водителей преимуществом синтетических смазок является увеличенный интервал его регламентными заменами.
- «Полусинтетика». Грубо говоря, является чем-то средним между минеральными и синтетическими типами масел. Соответственно, ему присущи преимущество и недостатки и тех, и других. Полусинтетические масла по эксплуатационным характеристикам значительно превосходят минеральные. При этом обычно характеризуются меньшей текучестью по сравнению с синтетическими аналогами, что может быть полезно при использовании в узлах с большими накопленными пробегами, где прокладки или сальники могут начинать терять герметичность.
Что будет, если залить не то масло
- Трансмиссионное масло не работает при высоких температурах. Если залить его в двигатель, оно быстро начнёт выгорать, образуя нагар на всех внутренних поверхностях мотора. Такая ситуация очень быстро приведёт к необходимости проведения капитального ремонта.
- Что будет, если смешать минеральное масло и синтетику? Этого точно не стоит делать, поскольку в результате химических реакций может произойти либо вспенивание масла, либо появление в нём сгустков или выпадение осадка. Кроме того, что эти факторы быстро приведут к необходимости проведения ремонта двигателя, вспенивание несёт в себе еще и угрозу пожара. Не редки случаи, когда эмульсия масла из-за такого вспенивания или из-за попадания воды начинает «кипеть» и выливаться через щуп. Таким образом, смазка может попасть на раскалённый выхлопной коллектор, что в свою очередь с большой вероятностью приведёт к возгоранию.
- Что будет, если залить моторное масло в коробку переключения передач? Хорошего ничего не будет. Такая смесь затруднит работу коробки, что для «автомата» быстро приведёт к необходимости ремонта, а для МКПП – к повышенному износу деталей.
Как отличить моторное масло от трансмиссионного?
Когда вы оставили в гараже масло «на долив», часто бывает, что этикетка либо потерялась, либо не читается. Особенно часто такая ситуация случается с небольшими литровыми ёмкостями. Не редки и случаи того, что оригинальная тара не сохранилась, а жидкость налита в обычную пластиковую бутылку.
Приводим несколько «народных» способов отличить моторное масло от трансмиссионного:
- Плёнка. Погружаем два пальца в жидкость, вынимаем и раздвигаем их. Моторное масло создаст между пальцами плёнку, которая потянется на 2-3 мм. При этом у трансмиссионной жидкости плёнка за пальцем тянуться не будет.
- Запах. Каждый, кто хоть раз имел удовольствие понюхать трансмиссионное масло, знает этот специфический серный запах. При этом масло для двигателя ярко выраженного резкого запаха не имеет.
- Вода. Возьмите небольшое количество масла и налейте туда пару капель воды. Если капля держит форму и плавает на поверхности, то мы имеем дело с моторной смазкой. Если же капля превращается в радужную плёнку, то скорее всего это «трансмиссионка».
Важно понимать, что указанные выше способы определения типа масла, не всегда могут дать точный результат. Поэтому, если информацию на этикетке прочитать не удаётся, надёжнее будет просто купить новую жидкость, чем рисковать и заливать в машину что попало.