Сегодня многие автомобили, которые предлагаются к продаже, комплектуются автоматическими коробками передач. Это удобно, так как не надо отвлекаться на выжим сцепления и переключение ступеней рычагом. Но есть и свои подводные камни. Скажем, водитель прямо на ходу может перевести селектор АКПП в положения P или R. В каких ситуациях такое возможно, и чего ждать в итоге?
Перевод селектора «автомата» в неподходящий режим возможен обычно в следующих случаях:
- Человек впервые сел за руль машины с АКПП, а до этого ездил чисто на «ручке». Рефлексы еще сильны, хочется что-то выжать, да переключить. Что тут сказать – будьте внимательнее, осознаннее, вам предстоит серьезно поменять навыки вождения, полученные ранее.
- Впопыхах – иногда машина еще не остановилась, а водитель уже пытается включить парковочный режим либо даже задний ход. Подобная торопливость за рулем порой обходится дорого – даже дороже, чем испорченная техника.
- Лихой заезд и желание совершить маневр, аналогичный полицейскому развороту. Машина с АКПП – это вам не цирковой слон, а дорога – не арена. Затевать что-то подобное явно небезопасно ак для техники, так и для окружающего общества.
- Застревание машины в снегу или грязи – водитель по привычке может начать выезжать «враскачку».
Как оценить конструктивные особенности коробки?
В современных авто с АКПП отсутствует механическая связь рычага с самой коробкой, и электроника способна защитить вас от всех проблем. Включить не тот режим подобно фантастике. Но есть узлы, где селектор автомата связан с коробкой посредством тросового привода. Аналогичное конструктивное решение имеет блокировка АКПП в позиции P.
К счастью, оценить наличие тросового привода очень легко. Тут есть некоторые признаки, которые проверяются на практике:
- Когда машина стоит на уклоне, селектор очень трудно передвигается из парковочного режима. Дело в том, что фиксатор прочно вошел во впадину зубчатого колеса, расположенного на вторичном валу. Когда машина в это время пытается катиться, Высвобождение фиксатора осложняется. Чтобы передвинуть селектор, надо приложить силу.
- Этот проверочный способ не рекомендуется, хотя и работает. Когда едете медленно, включите парковочный режим. Если рычаг и коробку связывает все тот же трос, послышится хруст. Это щелчки фиксатора по зубьям. КПП вряд ли сломается тут же, но звук все же отрицательно действует на нервы (да и на бюджет все-таки тоже).
Проверка КПП вторым способом не рекомендуется потому, что во время хруста гарантированно образуется стружка. Это превосходный абразив, который будет точить детали узла, образуя новую стружку. Масло в идеале нужно срочно заменить, причем полностью.
А можно ли оценить, где конкретно стоят фиксаторы с тросовым приводом – на каких коробках или даже на каких машинах? Конечно, вот список, причем сюда вошли не только гидромеханические трансмиссии:
- Машины с популярными 4-ступенчатыми автоматами французского производства DP0/DP2 и DP8. С такими коробками ездят многие Рено, Пежо и Ситроены.
- Hyundai Solaris и Kia Rio.
- Jatco JF011E. Renault, Mitsubishi, Nissan, Jeep, Dodge, Peugeot, Citroen. Даже Mercedes-Benz С-класса 3 поколения (W204) ездит с таким вариатором.
Задний ход и паркинг
Однако, включить задний ход в движении на таких машинах не получится. Коробки упомянутых типов переводятся на заднюю не тросом, а клапанами гидроблока. Теми же, в свою очередь, управляет электроника. Она беды не допустит. В итоге опасно включать только парковочный режим на АКПП (P) в движении. Но и тут сиюминутной поломки узла не произойдет, хотя износ очень сильно увеличится. Переключайте режимы «автомата» только после полной остановки! Иначе оценочная стоимость авто значительно уменьшится.