Мы готовы предложить Вам лучшее!
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
(044) 233-09-03,  (096) 445-02-80,  ...показать все контакты...     info@realexpert.ua
Когда нет связи, пишите на вайбер или телеграм! Ссылки в Контактах.
Меню
ГЛАВНАЯ ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ КОНТАКТЫ



Вас может заинтересовать:

Прицеп и полуприцеп: виды и отличия

Прицеп и полуприцеп на одном фото


Как известно, существует три основных вида грузоперевозок: морской, воздушный и наземный (железнодорожный и автомобильный). И именно автомобильный вид перевозки грузов наиболее востребован во всех секторах экономики. В зависимости от параметров и габаритов груза, маршрута и других факторов выбирается подходящий транспорт. Когда груз не вмещается в кузов (салон или на крышу) автомобиля, допустим, по габаритам или весу, к транспортному средству цепляют дополнительное устройство – прицеп или полуприцеп.

Прицепная техника бывает самой разнообразной. Существует значительное количество различных моделей, как универсальных, так и узкоспециализированных. Однако главной характеристикой такой техники выступает её тип: прицеп или полуприцеп. Давайте разберёмся, как они выглядят, какими особенностями обладают. И что это вообще за техника такая: прицеп и полуприцеп.

О чём здесь идёт речь:

1. Что такое прицеп

2. Что такое полуприцеп

3. Главные отличия

4. Виды прицепной техники для легковых автомобилей

4.1. Нужна ли категория Е для легкового прицепа

5. Типы прицепов и полуприцепов для грузовой техники

5.1. Виды грузовых прицепов

5.2. Виды полуприцепов

1. Что такое прицеп

Трактор с прицепом

Прицеп — это транспортное средство для перевозки грузов. Прицеп похож на обычную телегу. Его особенность заключается в том, что он принимает весь вес груза только на себя. Он имеет тяговый брус, обычно сделанный из металла, с прицепным устройством на конце. На автомобиле-тягаче есть специальное приспособление для монтажа и перемещения прицепа, называемое «фаркоп».

Прицепы различаются по количеству колёс (осей), параметрам кузова, грузоподъёмностью, специализацией (сферой применения). Некоторые из них применяются в паре с легковыми автомобилями для перевозки обычных бытовых вещей, строительных материалов. Есть модели, изготовленные для транспортировки лодок, водных мотоциклов или других специфических грузов. Также существуют и большие по габаритам и грузоподъёмности прицепы для использования с грузовиками или специальной сельскохозяйственной техникой.

Кроме того, некоторые виды навесного оборудования могут монтироваться не на само транспортное средства, а быть выполнены в форме прицепа. Примерами могут выступать краны, бетононасосы, генераторы и другое строительное оборудование.

Важно знать! Передвижение автомобиля с прицепом в значительной мере меняет его управляемость и поведение на дороге. Поэтому ПДД требуют от водителей получения отдельной категории «Е» для некоторых типов прицепов, используемых даже с обычным легковым автомобилем.

2. Что такое полуприцеп

Шторный полуприцеп - фура

Полуприцеп по конструкции напоминает обычную садовую тачку. Как и прицеп, он предназначен для перевозки различных грузов. Однако, в отличие от прицепа, полуприцеп передаёт часть веса груза на автомобиль, который его не буксирует. Соединение с грузовиком осуществляется через так называемое седельно-сцепное устройство (или по-народному – седло) на раме машины. Поэтому автомобиль, подготовленный для эксплуатации с полуприцепами, называется «седельный тягач».

Из-за особенностей своей конструкции, полуприцеп может ровно стоять отдельно от автомобиля-тягача только с использованием выдвигаемых опорных подпорок (стоек). Они принимают на себя часть нагрузки и обеспечивают равновесие полуприцепа вместо тягача.

Наибольшее распространение получил тентовый полуприцеп, в частности «шторный». В народе такие автомобили с полуприцепами получили название «фура». Это, безусловно, наиболее популярный вид транспортного средства для грузоперевозок как внутри Украины, так и международных. Объясняется это универсальностью и пригодностью для перевозки самых разнообразных грузов.

Также часто на дорогах можно заметить грузовые автомобили с полуприцепами-тралами для перевозки специальной техники. А еще и панелевозы для перевозки крупногабаритных строительных материалов, таких как железобетонные изделия.

3. Главные отличия

Чем отличается прицеп от полуприцепа?

Прицеп по своей конструкции напоминает телегу, а полуприцеп – садовую тачку. Именно эта особенность и является основным отличием этих двух транспортных средств. Исходя из этого, понятно, что прицеп является более универсальным приспособлением, поскольку не требует от автомобиля-буксира серьёзного переоснащения.

По сути, установка на грузовик седельно-сцепного устройства делает его специализированным только для использования с полуприцепами. При этом, монтаж фаркопа на машину только расширяет её возможности, никоим образом не «урезая» все привычные функции и сферы эксплуатации транспортного средства.

Одно из преимуществ полуприцепа заключается в том, что его конструкция позволяет распределить часть веса груза на седельный тягач. Такое распределение веса между осями полуприцепа и тягача увеличивает возможную максимальную грузоподъёмность транспортных средств.

Также преимуществом полуприцепов является лучшее поведение на дороге за счет крепления. Полуприцеп является по сути продолжением самой машины. Управлять таким автопоездом и особенно маневрировать сложнее, чем обычным грузовиком, но легче, чем машиной с прицепом.

4. Виды прицепной техники для легковых автомобилей

Прицеп для легковой машины

Владельцы легковых автомобилей для перевозки грузов часто используют прицепы. Такой подход позволяет не только за одну поездку взять больше полезного груза, но и не пачкать салон, например, при перевозке сухих строительных смесей.

Кроме привычных для всех универсальных прицепов для легковушек, существует и специальная прицепная техника для работы со специфическими грузами, такими как, например, гидроциклы и катера, мото- и квадроциклы. Отдельное место среди прицепов занимают «дома на колёсах». А также разнообразные специальные прицепы со смонтированным на них оборудованием.

Обычно прицепы условно разделяют на такие категории:

  1. Бортовые или универсальные. Они бывают открытые и тентовые. Используются для перевозки широкого ассортимента грузов от строительных материалов и оборудования до обычного бытового имущества, например, мебели. Бортовые прицепы пользуются особой популярностью у жителей индивидуальных жилых домов, в том числе дачников.
  2. Рамные прицепы. Они специально разработаны для перевозки специфических грузов, таких как катера, гидро- и квадроциклы, мототехника. По своей общей конструкции и в частности по креплениям для грузов они сильно отличаются от других прицепных устройств. Поэтому и применяются такие рамные транспортные средства только в соответствии со своей узкой специализацией.
  3. С установленным оборудованием. Используются чаще всего для выполнения коммерческих задач. Примерами таких прицепов могут служить эвакуаторы, электрические генераторы, разнообразное строительное оборудование.
  4. Дома на колесах. Прицеп в форме вагона с оборудованием, позволяющем комфортно проводить время и ночевать в дальних поездках и путешествиях, а также при выездах на природу.

Кроме перечисленных выше функциональных особенностей прицепы отличаются по материалу изготовления, особенностям комплектации, количеству колёс (осей), грузоподъёмностью, типом устройства сцепки и другими параметрами.

Обратите внимание! Прицеп обязательно должен быть оснащен светотехническими устройствами. А именно, сигналами тормозов и поворотов, габаритными огнями. Также для повышение безопасности на дороге на прицепах устанавливают светоотражатели.

4.1. Нужна ли категория Е для легкового прицепа

В ПДД Украины (пункт 2.13) говорится, что в рамках категории В водителю легкового автомобиля разрешается буксировать прицеп полной массой до 750 кг. Однако в некоторых случаях допускается такая буксировка и для прицепов с весом более 750 кг. Рассмотрим подробнее.

Пункт 5 Постановления Кабмина № 340 от 08.05.1993 г. позволяет водителям с правами категории В буксировать прицеп с полной массой более 750 кг при определённых условиях. А именно:

  1. разрешенный максимальный вес прицепа меньше массы автомобиля-тягача без нагрузки,
  2. общая разрешенная масса автомобиля-тягача и прицепа не превышает 3500 кг.

Все категории в водительских правах

Обычно буксировать тяжелые прицепы имеют право только водители, имеющие в правах открытую категорию с буквой Е.
Но есть исключения.

Для того, чтобы в разрешенных случаях обойтись категорией В, советуем иметь при себе документы с указанием веса груза. Это позволит доказать своё право на управление транспортным средством.

Ну и конечно же, отсутствие требований открывать дополнительную подкатегорию ВЕ не означает, что вам не нужно учиться безопасно управлять автомобилем с прицепом. Отрабатывать такие навыки нужно не во время первых поездок, а заранее, выбрав для этого свободную учебную площадку. Особенно интересным для водителя является упражнение с движением с прицепом задним ходом.

Нужно напомнить, что для автомобилей с прицепом в ПДД Украины есть несколько отдельных пунктов (Статья 23). В частности, они регламентируют скорость движения, размещение пассажиров, использование световых приборов, а также случаи, в которых буксировка вообще запрещена. Найдите полчаса времени и перечитайте Правила! Это очень важно!

5. Типы прицепов и полуприцепов для грузовой техники

5.1. Виды грузовых прицепов

Грузовой прицеп в цветах украинского флага

Прицепы классифицируются по виду, размеру перевозимого груза и его весу, который обычно находится в диапазоне от 1,5 до 20 тонн. Грузовые прицепы обычно разделяют на следующие типы:

  • бортовой и тентовый;
  • будка;
  • самосвал;
  • цистерна.

Бортовой прицеп с тентом и будка очень похожи, однако тем не менее они разработаны для перевозки разных типов грузов. Тент на прицепе всего лишь защищает груз от прямого воздействия атмосферных явлений. При этом будка может быть термоизоляционной, что позволяет её использовать более широко, например, для перевозки продуктов.

Прицеп-самосвал

Самосвальный прицеп, что логично, чаще всего используется для перевозки сыпучих материалов. Кроме различных строительных материалов или грунта, сюда же относятся зерно, корма для животных и прочая сельскохозяйственная продукция. Самосвалы бывают с задней или боковой разгрузкой.

5.2. Виды полуприцепов

Как и в случае с прицепами, полуприцепы классифицируют, исходя из задач, для выполнения которых они созданы. Наиболее распространёнными являются такие виды:

  • Полуприцеп тентовый. Универсальный и недорогой. Можно использовать для перевозки широкой линейки грузов. Тент обеспечивает защиту от атмосферных явлений (дождь, снег, град).
  • Шторный полуприцеп. Отличается от тентового способом открывания. У таких моделей тент-штора перемещается в сторону, давая возможность проводить загрузку-разгрузку сбоку. Что в некоторых случаях критически важно. Предусмотрена также возможность открыть крышу для использования складских кранов.
  • Шторно-бортовой полуприцеп. Отличается от предыдущего наличием бортов. Многие водители считают его наиболее надежным. Но при этом жесткие борта затрудняют погрузку-выгрузку.
  • Полуприцеп бортовой. Используется для перевозки грузов, которые не нужно защищать от атмосферных явлений. Например, кирпич или железобетонные изделия. Борта, как правило, складные.
  • Фургон. Полуприцеп прямоугольной формы с жесткими стенками. Ворота для загрузки-разгрузки, как правило, находятся сзади.
  • Изотермический полуприцеп и рефрижератор. Используется для перевозки грузов, имеющих особые требования к температурному режиму. Например, замороженные продукты, цветы, лекарства и так далее. Изотермический полуприцеп работает, как обычный термос. А рефрижератор отличается от него наличием холодильной системы.
  • Самосвал. Такое оборудование используется чаще всего в ходе проведения строительных работ или в сельском хозяйстве. Различаются самосвалы по виду и конструкции механизмов, обеспечивающих выгрузку.
  • Автовоз. В зависимости от модели и конфигурации такой полуприцеп вмещает 8 легковых машин, 3 микроавтобуса или 6 внедорожников. В некоторых моделях возможно дополнительное использование тента.
  • Цистерна. Используется для перевозки самых разнообразных жидкостей. От продуктов и воды до топлива и химических реагентов. Конструкция и внутреннее покрытие цистерны зависит от типа жидкого груза, для перевозки которого она предназначена.
  • Тяжеловоз или трал. Используется для перевозки специальной техники и габаритного оборудования. Чаще всего такие полуприцепы перевозят сельскохозяйственную или специфическую строительную технику.

Полуприцеп-самосвал

В заключение хочется отметить следующее. Протяженность общемировой транспортной сети по дорогам составляет более 23 миллионов километров. Перевозка грузов на автомобилях является наиболее удобной и гибкой, ведь на машине товары можно доставить почти везде, где есть дорога. При этом автоперевозки можно комбинировать с другими логистическими цепочками, поэтому данный вид транспортировки грузов является наиболее удобным и практичным.

ГЛАВНАЯ ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ КОНТАКТЫ
Вас может заинтересовать: