
Ориентировочная стоимость проведения оценки земли для продажи или дарения: от 1000 грн.
Стоимость выполнения работы для предъявления в суде, а также для нестандартных участков (например, большая площадь или коммерческое назначение) определяется индивидуально.
Пожалуйста, звоните!
Оценка земли для частных лиц
Самым распространенным случаем, когда необходимо обращение к оценщику земли, является купля-продажа недвижимости. Большинство людей привыкли считать, что недвижимым имуществом называются разнообразные строения на участке. На самом деле, по определению, недвижимость — это в первую очередь земля, вне зависимости от того, есть на ней улучшения или нет. Важно отметить, что в большинстве случаев продажи жилых или дачных домов, нотариус потребует от Вас предоставления двух отдельных документов: по земле и по дому. Это связано с тем, что в нашей стране правоустанавливающие документы на строения и на участок живут как бы отдельно друг от друга (два разных документа). Из этого правила, однако существуют исключения. Про них можно прочитать в нашей статье о том, когда проведение оценки земли может быть необязательным.
Итак, для каких целей физические лица заказывают эту услугу?
- для сделок купли-продажи, дарения, оформления гражданско-правовых договоров прочих видов (например, пожизненного содержания);
- при оформлении наследства, как по стандартной нотариальной процедуре, так и через решение суда;
- для предъявления в суде (в случаях имущественных споров для раздела имущества и уплаты судебного сбора);
- передача земельного участка под залог (ипотека);
Какие документы необходимо получить от заказчика?
Основная информация, которая нужна оценщику, находится в следующих документах:
- правоустанавливающие документы (государственный акт, свидетельство о праве собственности, договор продажи или договор дарения, решение суда);
- справка о присвоении кадастрового номера (обязательна в случае наличия государственного акта старого образца);
- паспорт собственника или налоговый код.
Все остальные данные, такие как наложенные ограничения или договора аренды, предоставляются при наличии.
Какие налоги нужно уплатить при продаже земли?
Существуют некоторые условия при продаже земельных участков. Если их учесть, то можно продать свою недвижимость, не оплатив ни копейки налога или обязательного платежа. Эти условия (нормы) подробно изложены в статье 121 Земельного кодекса Украины. К ним относятся такие основные параметры участка как площадь и целевое назначение. Также важно знать, что под эти правила попадают и сроки владения землей (менее или более трёх лет), а также количество сделок купли-продажи за один год (пункт 172.1 Налогового кодекса Украины). Согласно этому пункту налогом не облагается доход, полученный от продажи или обмена не чаще одного раза в течение отчетного налогового года.
Что это за обязательные условия (нормы) рассмотрим в табличном виде:
Целевое назначение | Площадь участка |
---|---|
Ведение фермерского хозяйства | В размере земельной доли, определенной для членов сельхозпредприятий, расположенных на территории объединенной территориальной общины, где находится это хозяйство. Если на территории размещается несколько сельхозпредприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельхозпредприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району |
Ведение личного сельского хозяйства (ОСГ) | не более 2,0 га |
Ведение садоводства | не более 0,12 га |
Строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных построек и сооружений |
|
Индивидуальное дачное строительство | не более 0,1 га |
Строительство индивидуальных гаражей | не более 0,1 га |
Если хоть одно из вышеописанных условий не будет соблюдено, тогда сделка купли-продажи попадет под 5% налога на доход физического лица (НДФЛ) и 1,5% военного сбора, которые должен будет заплатить продавец.
Следует заметить, что при переоформлении недвижимости обычно возникает еще и пенсионный сбор, но с землей ситуация другая – ничего платить не нужно! Потому что согласно пп. 138.3.3 Налогового кодекса участки не попадают под определение недвижимости (не относятся к зданиям и сооружениям). А в Законе Украины «Про сбор на обязательное государственное пенсионное страхование», пенсионный сбор взымается только с той недвижимости, которая перечислена в Налоговом кодексе. Так что об этом обязательном платеже можно забыть 🙂
С какой оценки платить налоги: с нормативной или экспертной денежной?
Разберемся, для каких целей нужны эти виды оценок и в каких случаях проводятся.
Наиболее распространённый случай применения экспертной денежной оценки земли – оформление договора купли-продажи у нотариуса. Налоги и обязательные платежи придется платить, исходя из цены, прописанной в договоре купли-продажи. Но не ниже рыночной стоимости, которую определит оценщик.
Также экспертная денежная оценка нужна для земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности (часть 2 статьи 13 ЗУ «Про оценку земель»). Ее используют в случаях продажи, страхования, передачи в ипотеку, при внесении участка в уставный фонд хозяйственного общества, при реорганизации, банкротстве или ликвидации предприятия, определение размера ущерба собственникам, а также по решению суда.
Нормативная денежная оценка обычно используется для определения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, а также для расчета земельного налога.
Определение стоимости земельных участков для юридических лиц
Работа с юридическими лица в контексте проведения экспертной денежной оценки земли характеризуется рядом особенностей. Специфика в данном случае заключается том, что параметры таких земельных участков очень специфические: нестандартные целевые назначения (коммерческое использование), уникальные небольшие участки в Киеве под многоэтажную жилую застройку и тому подобное. Также для юридических лиц часто необходимо определить право пользование земельным участком, который используется заказчиком на правах аренды.
«Юрики» заказывают услугу по определению стоимости чаще всего в таких случаях:
- оформление гражданско-правовых договоров всех видов (в том числе договора аренды);
- для предъявления в суде (в случаях имущественных споров для раздела имущества и уплаты судебного сбора);
- передача земли в залог (ипотека);
- отражения стоимости земельных участков и права пользования в бухгалтерском учете (очень часто такая необходимость возникает у государственных учреждений);
- банкротство, ликвидация или реорганизация предприятия;
- формирование уставного фонда предприятия;
- составление бизнес-плана для привлечения инвесторов.
Какие документы необходимо предоставить юридическому лицу? Всё просто: правоустанавливающие документы и любой регистрационный документ по фирме-заказчику. При проведении экспертной оценки прав на земельные участки, находящиеся в пользовании государственных предприятий, пакет документов определяется индивидуально.
Что влияет на стоимость участка?
Рыночная стоимость земли формируется на основании таких основных факторов:
- местонахождение (расположение в зоне транспортной доступности, отдаленность или близость к инфраструктуре населенного пункта);
- правовой режим земельного участка (целевое назначение);
- наличие инженерных коммуникаций;
- физические характеристики (размер и конфигурация);
- условия продажи (свободная или срочная (вынужденная) продажа).
Пожалуйста, обращайтесь, мы будем рады видеть в Вас в числе наших клиентов!