Многим кажется, что разбираться в работе автомобиля сегодня необязательно. В сервисах знают, что делать с машиной. Но чтобы чувствовать себя увереннее в общении с механиком и расширить свои базовые знания, стоит заглянуть под капот и внимательно всё рассмотреть. Вместе разберёмся, что интересного есть в автомобилях и чем они отличаются друг от друга.
Что такое объём двигателя и на что он влияет?
Двигатель — это сердце автомобиля, а его объём влияет на технические характеристики. В первую очередь на мощность и крутящий момент (подробнее о них чуть ниже). Объём двигателя влияет и на второстепенные моменты — от престижности автомобиля до размера налога в некоторых странах.
Принцип работы двигателя за последние сто лет почти не изменился. Топливо с воздухом поступает в камеру сгорания, где смесь воспламеняется искрой (или сжатием в дизельных моторах). При расширении смеси поршень двигается вниз, вращая коленвал, затем шестерни трансмиссии и, наконец, колёса. Вот и едем!
Чем больше объём камеры, в которую подаётся смесь, тем сильнее микровзрывы и энергия, толкающая поршень вниз. Соответственно, выше мощность и крутящий момент. Объём двигателя — это сумма рабочих объёмов всех цилиндров, включая пространство для движения поршня и камеру сгорания, куда подаётся топливо.
Простой пример: ваш автомобиль имеет четыре цилиндра по 490 см3 каждый. Общий объём — 1960 см3. В практике это округляется до большего числа, и получается знакомый всем двухлитровый двигатель под капотом.
Почему мощность автомобилей измеряют в лошадиных силах и что такое крутящий момент?

Измерять мощность в лошадиных силах придумал инженер и экспериментатор Джеймс Уатт, чтобы показать, сколько лошадей может заменить его паровая машина. С тех пор эту единицу используют для обозначения мощности двигателя и расчёта транспортного налога. Удобно, но нужно понимать, что число лошадиных сил отражает максимальную мощность, доступную только на пике оборотов, а не сразу после старта. Иными словами, если в документах вашего спорткара указано 350 л.с., при обычной городской езде вы вряд ли ощутите всю эту мощь.
Показатель крутящего момента намного важнее для понимания потенциала автомобиля. Он показывает силу, с которой вращается коленвал двигателя. Чем выше этот показатель, тем больше реальная (а не номинальная) мощность мотора. Проще говоря, когда при ускорении вас вдавливает в спинку сиденья — это проявление крутящего момента. А если машина способна разогнаться до большой скорости, оставляя других участников движения позади — это проявление мощности.
Зачем нужна ручка переключения передач, если есть автомат?
Механическая коробка передач всё ещё популярна, потому что она проще и дешевле в производстве. Её часто ставят на недорогие автомобили. Кроме того, механика используется для специфических задач — например, для поездок по бездорожью или участия в гонках.
Автоматическая коробка, конечно, удобнее: две педали вместо трёх и ручка, с помощью которой меняют режим движения (например, задний ход). При этом «автоматы» бывают разными.
Например, есть автомат с гидротрансформатором, где основную роль играет специальное масло, обеспечивающее передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии и переключение передач. Есть вариатор, где передача момента происходит с помощью клиновидного ремня. А есть коробки с двойным сцеплением, работающие в автоматическом режиме. Владельцу важно знать, какой тип коробки установлен, чтобы правильно её эксплуатировать.
В чём разница между видами бензина и что такое октановое число?
На заправке вы видите бензин 92, 95 и 98 — это октановое число, которое показывает способность топлива сопротивляться преждевременному возгоранию под высоким давлением. Если топливо детонирует слишком рано, мощность снижается, а двигатель может издавать странные звуки. Игнорирование этого может привести к повреждению мотора.
Раньше бензин получали простой перегонкой нефти, и его октановое число было низким — до 56. Потом начали применять креккинг и риформинг — более сложные промышленные методы, и октановое число выросло до 86. Сейчас добавляют высокооктановые компоненты и антидетонаторы, чтобы топливо подходило для современных двигателей, настроенных на высококачественный бензин.
Что такое полный привод и чем он отличается от переднего или заднего?
В автомобиле две пары колёс — передние и задние. Привод определяет, какие колёса вращает двигатель. На машинах 1970–90-х выбор привода был важен, так как сильно влиял на управление и требовал навыка. Современные системы (ABS и электронная стабилизация) практически нивелировали разницу между передним и задним приводом. Сейчас это похоже на выбор операционной системы: Windows или Mac — берите, что нравится.
Полный привод задействует колёса обеих осей. Такая машина лучше разгоняется по снегу и льду, эффективнее тормозит двигателем и легко преодолевает снежные заносы или грязь. Чаще всего полный привод встречается у внедорожников. Он потребляет больше топлива, чем авто с одним ведущим мостом. Привод может быть временным (все четыре колеса работают только при пробуксовке) или постоянным. В последнем случае важно следить за состоянием элементов трансмиссии и вовремя менять масло.
Почему капот автомобиля (двигатель) спереди, а багажник сзади?

В классической компоновке двигатель расположен спереди, а привод — задний. Такая конструкция обеспечивает оптимальный баланс автомобиля, удобство управления и свободный доступ к мотору.
Если по какой-то причине хочется, чтобы багажник был спереди — попробуйте «Запорожец» или Porsche 911. В обоих случаях двигатель установлен сзади.
Что чаще всего ломается в автомобиле и за чем нужно особенно следить?
Современные автомобили надёжны, но есть несколько узлов, за состоянием которых важно внимательно следить. В первую очередь это аккумулятор, который даёт стартовый ток для запуска двигателя. Низкие температуры, короткие поездки и стоянки в пробках могут ухудшать его состояние, поэтому каждые несколько лет может потребоваться замена батареи.
Моторное и трансмиссионное масло со временем теряет свойства, поэтому его необходимо менять строго по регламенту: двигатель — чаще, трансмиссия — реже. То же касается приводных ремней, тормозных дисков и колодок.
Элементы подвески и амортизаторы испытывают нагрузку на плохих дорогах, и выход из строя одного узла может негативно сказываться на других. Особенно это касается современных автомобилей со сложными многорычажными подвесками. Амортизаторы не только делают поездку комфортнее, но и сокращают тормозной путь, обеспечивая идеальный контакт колеса с дорогой.
Важно следить за состоянием генератора и водяной помпы — иначе можно попасть в неприятную ситуацию.
Почему ремень и подушка безопасности делают езду безопаснее?
Может показаться, что подушка задушит, а ремень помешает выбраться. Это ошибка! Ремень и подушка разработаны так, чтобы при аварии человек оставался жив и невредим, а при необходимости мог самостоятельно покинуть автомобиль.
Главная задача ремня — зафиксировать водителя и пассажира при ударе, не дать им вылететь из машины или травмироваться о детали кузова. Подушка безопасности защищает голову и торс. Но ремень и подушка работают эффективно только вместе. Обязательно пользуйтесь ремнём и никогда не применяйте заглушки, обманывающие датчики. Будьте внимательны и осторожны на дороге!




